|
Русский дух в аэрозоли
В пятницу, в 12 часов дня открылась выставка Ильи Глазунова Храни, Бог,
Россию. Звания народного художника Илья Сергеевич Глазунов был удостоен
в 1980 году, аккурат на пике застоя. Власть поспела с канонизацией
вроде бы к пятидесятилетию мастера. Однако формальный хронологический момент
имел глубокое обоснование. Художник к этому времени окончательно дозрел
до пресловутой народности и, что не менее важно, советский народ,
озверевший от программы Время, километровых очередей за колбасой
и Кобзона нон-стоп, в свою очередь, дозрел до Ильи Сергеевича. Патриотизм,
генетически присущий душе населения, не мог бесконечно питаться
монохромными, окрашенными в цвет хаки киноэпопеями Озерова. Окружающая
среда выглядела катастрофически казенно. А тут яркие, чистые цвета.
Васильковые глаза, соломенные волосы, алые сарафаны. Да к тому же
на беспроигрышном фоне белоснежных церквей. И люди-то, по всему видать,
хорошие, цельные. Это вам не дерганый Рублев с подачи заумного Тарковского.
В пятьдесят седьмом году во время фестиваля в Москве в Парке культуры
подгадали под праздник всемирной юности выставку современного искусства.
Была там, в частности, представлена Герника Пикассо. Живопись, прямо
скажем, не для нервных. Натурально, у знаменитого полотна не утихали жаркие
дискуссии раздухарившихся от эстетических послаблений граждан. В ходе одной
из них произошел впечатляющий обмен репликами:
Я бы такую у себя дома ни за что бы не повесила, возмущенно заявила
некая дама, твердо стоящая на позициях господствующего метода.
А Иван Грозный убивает своего сына повесили бы? ехидно поддел даму
оппонент.
Дело вовсе не в запредельном метраже упомянутых шедевров. Каждый из них
по-своему давит на психику. Картины же Глазунова абсолютно приемлемы
с точки зрения душевного комфорта и, будучи соответственно уменьшенными,
органично вписываются в интерьер родной девятиэтажки, какие бы муки
от нехристей ни терпели их персонажи. Есть еще одно свойство у этой
удивительной живописи. Ее и это неотъемлемое свойство истинно народного
искусства можно пересказывать словами. Причем достаточно простыми.
Как кино про Джульбарса. Например, такими:
Гляжу в окно. Какое буйство красок!
Пруд синь, лес зелен, небосклон голуб.
Вот стадо гонит молодой подпасок,
Во рту его златой сияет зуб.
В его руках Спидола именная
Награда за любимый с детства труд.
Волшебным звукам трепетно внимая,
Ему вослед животные идут.
На бреге водоема плачет ива,
Плывет по небу облаков гряда,
Симптом демографического взрыва,
Белеет аист в поисках гнезда.
Младые девы пестрым хороводом
Ласкают слух, а также тешат глаз…
Все это в сумме дышит кислородом,
А выдыхает углекислый газ.
И еще одна интересная вещь. Живопись Ильи Сергеевича глубоко народна
не только в масштабах, пусть и немалых, России. Она планетарно народна.
Несмотря на высокую приверженность русской идее и верность заветам ничего
не подозревающих предков, художник глубоко интернационален. В его
картинах ключ к детским душам всех простых людей Земли. Коллективный
герой Глазунова родной брат Микки Мауса и прокладок Олвейз без сахара.
Такой, если угодно, русский дух в аэрозоли, запах которого органично
смешивается с ароматом дорогого французского одеколона, неизменно
исходящим от самого Мастера.
|