|
Поэт Иртеньев
В разное время в моду входят разные собаки.
То широкогрудые овчарки крепили непоколебимость нашего с вами образа жизни.
То кокетливо украшали садики букеты пуделей-гиацинтов. Нынче все больше
встречаешь полусвиней на кривых ножках.
Но хозяевами среды обитания были и остаются дворняги. Дворняги, с их
евангельскими очами. Иногда они обретают владельцев, чаще сами по себе. Она,
Каштанка, существо тертое, но не втирающееся, лукавое и незлобное. Не ученое,
но, по природной одаренности, без труда овладевает любыми трюками дает лапу,
берет барьер, пишет в рифму. Команды фас и апорт выполняет только
по велению сердца. Не продукт династической вязки, а дитя любви
и просторов.
Теперь посмотрите в честные глаза И. М., почувствуйте прикосновение его
неухоженных усишек, оцените поджарую, небольшую, готовую к действию
и противодействию стать. Попробуйте сказать, что сказанное выше не о нем.
Что? Снижаю облик поэта?! Не много же вы смыслите как в собаках,
так и в поэзии.
Я, кстати, не очень понимаю, для кого это пишу. Варианты: для Игоря, для вас,
для себя. Идеальный вариант совмещающий. На самом деле первой прочтет текст
Алла Боссарт, жена объекта, неимоверно талантливый журналист и исторически
швейцарская подданная. Обычно швейцары гоняют дворняг. Эта его полюбила.
Слава богу, не сумела оказать влияния на его творчество, но до известной
степени приватизировала.
В семейном интервью в Огоньке, например, она вместе с ним же,
слабохарактерным, выясняет, что поэт Иртеньев не то чтобы лирик
Конечно,
это от пробелов в образовании обоих: а) на журфаке, б) в Ленинградском
институте киноинженеров. Лирика, по их мнению, это где о чувствах.
О чувствах-с. Слово и вправду скомпрометированное. Стоит ли говорить, что
многочисленные сиреневые издания, где оно стояло на обложке, отношения к лирике
(поэтическому выражению своих собственных взглядов и, подчеркиваю, чувств)
вовсе не имели. Мой сын в малолетстве написал стихотворение, которое так
и называлось Чувства. Там была могучая тавтологическая строчка
Чувства я чувствую. Иртеньев именно что очень и очень чувствует чувства.
Вот, скажем, какие. Слушает он музыку и вспоминает:
И все то, что в жизни прежней
Испытать мне довелось.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Страсть.
Надежда.
Горечь.
Радость.
Жар любви
И лед утрат,
Оттрезвонившая младость,
Наступающий закат
А дальше финал, раскрывающий, чем, собственно, этот киноинженер человеческих
душ нам интересен:
Слезы брызнувшие пряча,
Я стоял лицом к стене,
И забытый вальс собачий
Рвал на части
Душу мне
Не обязательно устраивать заплывы в собственных соплях. Но так чувствовать
и давать своим лирическим переживаниям такой неожиданный и такой безумно
смешной оборот может, сдается мне, только Игорь. Редко-редко он выражает свой
пылающий внутренний мир напрямую, как в моем любимом:
Весь объят тоской вселенской
И покорностью судьбе,
Возле площади Смоленской
Я в троллейбус сяду Б.
Слезы горькие, не лейтесь,
Сердце бедное, молчи,
Ты умчи меня, троллейбус,
В даль туманную умчи.
Едет он, едет в этом изъезженном окуджавском транспорте и вот как бы уже
и летит:
Чтоб исчезла в дымке нежной
Эта грешная земля.
Чтоб войти в чертог твой, Боже,
Сбросив груз мирских оков,
И не видеть больше рожи
Этих блядских мудаков.
Я не люблю, когда в печатной речи непечатные слова. Но здесь они надиктованы
слишком острой горечью, и что поделать, если у них именно такие, достающие
до самого раненого сердца рожи? Достали его.
Сказав, по существу, главное, перехожу к такой материи, как язык поэзии
Иртеньева.
Слов он знает очень много.
Потому что искусство поэзии требует слов
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Спускаюсь в киоск за вечерней газетой
И. Бродский
Слова у него помимо нормальных литературных газетные, телевизионные,
новорусские, блатные, все возникающие неправильности бытового языка, штампы
высокой поэтической речи. Щегольски и необыкновенно органично употребляемые им
непоэтические единицы речи, уличные речевые конструкции лишний раз
доказывают, что в живом языке лишнего не бывает. Как не бывает дурного
и незаконного. Язык сам прекрасно разбирается в жемчуге, зернах и плевелах.
Отбросит ненужное и полетит себе далее с Пушкиным на козлах и Иртеньевым
на запятках.
Кстати, о Пушкине. Дворняга тем и привлекательна, что совмещает в себе
множество кровей. То же и с Иртеньевым. Повторяю: он поэт сам по себе, очень
в своем роде, но рискну предположить, на каких пустырях снюхивались его дедки
и бабки.
Конечно, оба Валеры нежный, беззащитный, едкий Валерий Катулл и горький Марк
Валерий Марциал; великий бомж Франсуа Вийон; Сирано именно не Ростан, а его
поэтический образ; ну, ясно, Пушкин этот ни одну собачью свадьбу не минует;
безусловно, гениальный К. Прутков и отдельно остроумнейший из русских
А. К. Толстой. Никакой, между прочим, не Саша Черный; обэриуты в меньшей
(формальной) степени, чем мне казалось при первоначальном знакомстве
со стихами И. М.
Еще, должно быть, поэтическая группа, к которой Иртеньев принадлежал.
Обожаемая им и в самом деле космическая Нина Искренко
Но не все так, все не по-людски было у И. Иртеньева; не так, как у настоящего
поэта, о котором писал Пастернак (и настоящий, и один из любимых):
Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так начинают жить стихом.
Наш присел на своего кривого Пегаса чуть ли не в тридцать лет! (Как-то даже
перед Лермонтовым неловко.) До этого вроде писал какие-то юмористические
вещицы. Меня тошнит от обоих последних слов. Мне очень жаль, что аудитория
знает Игоря в основном, как Правдоруба. В этой каторжной и требующей
дисциплины работе Иртеньев безусловно профи. Среди правдорубских вещей
получаются настоящие. Можно посмотреть, послушать, подсчитать. Но прежде его
надо читать. Читать, чтобы лишний раз не понять: откуда что берется? Алексей
Герман, высоко ставя первый фильм Сокурова Одинокий голос человека, сказал:
Я не понимаю, как это сделано! Я, сожравший не одну свору, и дворняг в том
числе, повторяю: я не понимаю, как это сделано.
Впрочем, стихи не делаются. Это Маяковский с понтом под левым фронтом
сморозил.
Стихи
Вот объяснение. Божье дело.
Трудно писать о хорошо знакомом человеке. О дружке. О верном и ласковом друге.
Мы живем в разных городах. Мы очень часто видимся. Москва для меня стала
невозможной без Иртеньева.
Кажется, я ни одной крупной пошлости не сказал? А то ведь на пошлость у него
тончайшее чутье. Собачье, дворняжье.
Да! Чуть не забыл. Он очень остроумный. Как, впрочем, любая чистокровная
дворняга.
Вадим Жук Антология Сатиры и Юмора России XX века
|