|
Мои университеты
Меньше знаешь крепче спишь, с присущей ей лаконичностью утверждает
народная мудрость. Под этой максимой охотно подписался бы Буратино,
да и я, честно говоря, до недавнего времени полагал так же. И вот как гром
среди ясного неба грянула весть. Пытливые американские исследователи
установили, что люди, получившие в молодости высшее образование,
в старости значительно меньше подвержены депрессиям, чем их ровесники,
закончившие церковно-приходскую, скажем, школу.
Не знаю, не знаю. Утверждение, по-моему, в высшей степени спорное. Годы,
проведенные в стенах высшего учебного заведения, каковым в моем случае
являлся Ленинградский институт киноинженеров, навсегда подорвали мою
и без того хрупкую психику. В эти мрачные стены меня привело рано
оформившееся желание разминуться с армейской службой или хотя бы
отодвинуть эту перспективу на несколько лет. Заочное обучение
предоставляло в то время такую возможность. Отрывочные знания,
полученные в школе рабочей молодежи, не позволяли всерьез ставить вопрос
о дневной форме обучения. К тому же родители, потомственные гуманитарии,
вдоволь нахлебавшиеся в этой жизни, настаивали, чтобы я непременно
поступал в технический вуз.
Это обеспечит тебе верный кусок хлеба, говорили они. Инженер это
замечательно. Ты будешь сидеть за кульманом и приносить посильную пользу
народному хозяйству. Пройдут годы, сынок, и ты станешь старшим
инженером, а там, чем черт не шутит, и ведущим. И сам уже будешь вести
обычных инженеров по извилистой дороге технического прогресса.
Нет, нет! яростно отбивался я. Отстаньте от меня, я хочу поступать
на факультет журналистки, хочу ярким сочным языком описывать
в художественной форме трудовые подвиги сталеваров, суровые будни
китобоев, бессонные ночи работников милиции!
Посмотри на себя, смеялись родители, твоя тройка по русскому
результат нашего совместного похода с директором в ресторан
«Узбекистан», твои причудливые представления об истории родной страны
никак не вписываются в требования даже самых либеральных экзаменаторов,
а откуда взяться им в Московском государственном университете имени
М. В. Ломоносова Ломоносова, заметь, а не Шолома Алейхема, и с этим тоже
приходится считаться.
Паллиативное решение предложила бабушка. В очередной раз изучая длинный
список московских учебных заведений, она и наткнулась на заочное
отделение ЛИКИ. Замечательное интеллигентное место, объявила она.
Это как раз то, что мальчику надо. С одной стороны инженер, а с другой
кинематографист.
Бальзамов и ополаскивателей в одном флаконе в то время еще не водилось,
но суть бабушка уловила точно.
На вступительных экзаменах я получил три пятерки и одну четверку. За все
последующие годы обучения пятерок больше не получал, а четверка была
одна по политэкономии. Моя техническая идиотия протекала в тяжелой
форме. Шесть долгих лет, ежечасно проклиная судьбу, я вслушивался
в непонятные слова, вглядывался в недоступные разуму формулы, искательно
заглядывал в суровые глаза преподавателей, и лишь популярная
телепередача Служу Советскому Союзу была мне опорой в учебном
процессе. После завершения этого кошмара я таки пошел в армию, где
наихудшие мои опасения доскональным образом подтвердились.
Старость не за горами. В эту золотую пору я вступаю тяжелым
ипохондриком, угрюмым мизантропом, склонным к острым депрессивным
состояниям. Сообщение об открытии американских шарлатанов слегка
развеселило меня. Боюсь, однако, что ненадолго.
|