Игорь Иртеньев

Новости
Стихи
Проза
Статьи
На ТВ
Разное
Вопрос-ответ
„Магазин“
Книжная полка
Ссылки
Поиск

Достаю из широких штанин...

На прошлой неделе средства массовой информации сообщили о реформах, которые проводит правительство в системе МВД. По указу президента от 19 июля 2004 года, миграционная служба подведомственна этому министерству, а в число 13 управлений по всем основным направлениям войдет паспортно-визовая служба. Это значит, что паспорта, как обычные, так и заграничные, теперь придется получать в миграционной службе. Цель указа — обеспечение гарантий прав и свобод человека и гражданина в сфере миграции, а также повышение личной ответственности руководителей и сотрудников милиции.

Насколько эффективны будут новые меры и насколько изменится сегодняшняя обстановка в миграционной и паспортно-визовой службах, россияне ощутят не ранее следующего года, а сегодня мы можем лишь строить прогнозы.

Миграционная служба сегодня — это, прежде всего, контроль Плашка: Миграционная служба в Тюменской области существует с 1992 года. Первоначально это было самостоятельное федеральное ведомство с приоритетной задачей помочь вынужденным переселенцам. В 2002 году миграционную службу ввели в систему МВД, обозначив первостепенными совсем другие задачи, например, обеспечение контроля за пребыванием иностранных граждан.

Поэтому акцент, который делает в своей работе эта служба сегодня, — предупреждение и преследование нелегальной (прежде всего трудовой) миграции.

Начальник управления по делам миграции в Тюменской области Валерий Печерин побеседовал с корреспондентом «СП» о новом указе, проблемах и предстоящих делах своей службы.

Рекомендуем:

Ювелирный интернет-магазин GoldGloss предлагает вашему вниманию яшма золото каталог. В магазине GoldGloss представлены последние модные ювелирные тенденции, каждый день каталог пополняется уникальными ювелирными новинками. Ценовая категория украшений позволит подобрать изделие на любой вкус и на любой кошелек.

— Я считаю, объединение миграционной и паспортно-визовой служб в одно ведомство — это правильное решение. Все вопросы, например, регистрации, получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, обеспечения контроля по пребыванию иностранных граждан, получения гражданства, вида на жительство, оформления на постоянное место жительства, приглашения на въезд иностранных граждан для работы, будут решаться в единой службе. Это большой плюс.

— Где будет располагаться ваша служба после реорганизации? — Нам рекомендовано, и я думаю, это тоже правильно, работать в одном здании. Но сейчас я не могу сказать, где это будет.

— Будут ли кадровые изменения? — Точно сказать не могу. В нашей службе состав, скорее всего, не изменится, нас и так немного — 20 человек на всю область.

Существенные изменения будут в центральном аппарате.

— Летом в Тюмень идет огромный поток нелегальной рабочей силы. Видимо, этот период приносит вам массу проблем? — Да, тюменские работодатели постоянно привлекают иностранных рабочих, не заботясь о разрешении миграционной службы. Большинство руководителей предприятий любых форм собственности держат таких людей на положении рабов. Как правило, приезжие не имеют временной регистрации по месту жительства, поэтому «хозяева» их не выпускают из помещений. Условия проживания у иностранных рабочих чаще всего плохие. Это — вагончики, подвалы, строящиеся дома. Мы выявляем такие нарушения и привлекаем к административной ответственности, как работников, так и нанимателей. Чаще всего наказание в виде штрафов от 500 до 1 500 рублей.

— Так называемые «облавы на нелегалов» осуществляют сотрудники милиции, при этом вашей службе практически невозможно контролировать процесс наказания, а ведь в рядах милиции тоже достаточно много нарушений.

— Да, к сожалению, и в милиции встречаются непорядочные сотрудники, которые занимаются вымогательством, всячески запугивая нелегалов. Мы давно говорим о создании своего подразделения миграционной инспекции, которая занималась бы контролем как пребывания иностранных граждан, так и использования иностранных работников. Пока эта проблема не решалась из-за нефинансирования, но концепция такого проекта уже существует и сейчас, и я думаю, в связи с реорганизацией структуры и приходом нового энергичного руководителя — Андрея Черненко — дела пойдут в гору, и наши вопросы, в том числе о миграционной инспекции, будут решаться быстрее.

— Поскольку ваша служба напрямую связана с паспортно-визовой, хочется спросить, будет ли новая структура добиваться изменений в законе о гражданстве, ведь нынешняя процедура принятия гражданства зачастую невыносима обычному человеку? — Действительно, у нас есть такая категория граждан, которая длительное время не может получить гражданство РФ. Это, в основном, те русские, которые вернулись с территорий СНГ на свою Родину, и наравне с другими попали под общий закон. Теперь им предстоит собрать массу документов, чтобы получить вид на жительство или гражданство. Хотя сейчас уже есть изменения в законе, которые предусматривают послабление, то есть сбор документов для приобретения гражданства по упрощенной схеме для тех, кто родился на территории РФ или если один из супругов гражданин РФ, или для тех, у кого родители живут на территории РФ. Но еще достаточно много сложных ситуаций. Возможно, новая структура придет быстрее к разрешению этой проблемы.

Например, вот такой случай. К нам приехала 85-летняя гражданка Украины, она прибыла к своим детям, и чтобы получать пенсию, ей необходим российский паспорт и соответственно гражданство РФ. А для того, чтобы получить гражданство, она в числе многих справок должна принести документ, выданный учреждением здравоохранения, который засвидетельствует и то, что бабушка не страдает наркоманией, туберкулезом, вензаболеваниями, СПИДом. Ведь это абсурд, тем не менее, это прописано законом.

У нас много вопросов по выплатам пенсий. Допустим, многие старики, приезжая сюда из СНГ, получают разрешение на временное проживание сроком до трех лет, а пенсию можно получить лишь после того, как оформишь вид на постоянное жительство. А это требует долгого времени, и это тоже абсурд, ведь бывает, что бабушка одинока, и ей не на что жить. Такие вопросы при составлении закона надо выделять из общих постановлений.

— Вынужденные переселенцы, с которыми миграционные службы активно работали в 90-е, сейчас отодвинуты в сторону. Какую поддержку таким людям могли бы оказывать местные власти? — Чаще всего, у нас с такими людьми проблемы социального и бытового устройства. В настоящее время на учете 869 семей со статусом временных переселенцев. Это 2 228 человек, из них 1 858 стоит в очереди на субсидии, а на те средства, которые выделяет федеральный бюджет, мы можем улучшить условия проживания за счет субсидий на строительство или приобретение жилья не более чем 15 семьям в год. Представьте, если мы будем такими темпами улучшать их условия жизни, сколько понадобится лет? Также, у нас есть совершенно одинокие старики, которым нужны небольшие комнатки где-либо в пансионате, чтобы только дожить свой век. Вот для таких людей хотелось бы видеть поддержку со стороны местной власти.

— Как выглядит наша область по приросту населения? — Если смотреть статистику, то Тюменская область невзирая на миграционный приток, как и большинство областей России, теряет свое население, поскольку смертность превышает рождаемость. Правда, в последние годы ситуация стабилизируется, ведь наша область стоит на третьем месте, после Москвы и Санкт-Петербурга, по экономическому благополучию, но отток населения все же большой, и это прежде всего молодежь, выезжающая на учебу. Я думаю, сегодня всем властям необходимо заинтересоваться в притоке молодого населения и особенно специалистов, а пока численность восполняется только за счет рабочих и это тоже одна из проблем, которую придется решать новой службе.

Вместо статистики Конечно, статистика вещь серьезная, но бывает, что и она не может дать полное представление о какой-либо сфере жизни. Как, например, в наше время практически невозможно нарисовать картину миграции населения, опираясь на цифры паспортно-визовых служб.

Например, давайте посмотрим на данные паспортно-визовой службы самого большего района Тюмени — Ленинского, где за 2003 год поставлено на регистрационный учет 72 819 граждан, а снято — 14 629, при этом было составлено 5 204 протокола по факту нарушения паспортно-визового режима. Мы с вами только отметим, что цифры огромные и для Тюмени, и для работы одного отделения, но едва ли они говорят о реальной картине миграции в нашем городе.

Вопросы гражданства — это замкнутый круг российских законов Вера Бекетова — начальник центра паспортно-визовой работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства при ГУВД Тюменской области. Она 22 года работает с паспортами, а в настоящее время является одним из самых высококвалифицированных специалистов по вопросам гражданства. Кроме того, Вера Дмитриевна считается лучшим консультантом паспортно-визовой службы, поэтому именно с ней встретился корреспондент СП.

— За минувшие полгода в Тюмени по месту жительства зарегистрировано 124 иностранных гражданина, а по месту пребывания (это люди, приехавшие на работу) — 8 521. За это же время было привлечено к административной ответственности: за нарушение правил пребывания на территории РФ — 2 979 иностранцев, за незаконное использование иностранной рабочей силы — семь должностных лиц, за предоставление жилья нелегально прибывшим гражданам — 138 владельцев. Как видите, цифры не маленькие.

— Практически все развитые страны используют дешевую силу со стороны, почему для России это стало такой проблемой? — На одной из научных конференций по миграционной политике было отмечено, что учтенных иностранцев у нас не более чем 15 процентов, а граждане одного только Таджикистана за год работы вывозят столько денег, сколько содержит годовой бюджет области. А ведь это деньги нигде не учтенные, значит, не облагаемые налогами. Это большая проблема для нас, как и увеличение санитарной нагрузки на город, плюс преступность, наркотики и так далее.

— Если «братских народов союз вековой» до конца развалился, почему не закрыты границы? Ведь получается, с одной стороны, мы свободно впускаем этих людей, а с другой, мы их преследуем? — Лично я за то, чтобы закрыть все границы. Пожалуйста, пускай бы оформляли визы через посольство и нормально въезжали на работу, а не так как сейчас, когда границы открыты, нет никаких препонов, соответственно, нет и порядка. На данный момент мы регистрируем всех, кто пожелает приехать. Возможно, ситуация изменится в следующем году, поскольку идет ужесточение паспортно-визового режима.

— Есть ли гарантии, что под грядущее ужесточение не попадет русскоязычное население, которое до сих пор не вернулось на Родину? Закон и так слишком сильно усложнил процедуру принятия гражданства и получения вида на жительство. Один только пакет документов для оформления вида на жительство обходится в две тысячи, не говоря о транспортных, а также моральных издержках. Как вы считаете, разумен ли перечень в этом пакете? — Я уже отправила свои предложения в Министерство юстиции, где выразила несогласие по многим пунктам нынешнего закона. Я считаю, что существуют категории граждан, которым необходим другой вид регистрации, а сейчас мы не имеем возможности сразу дать документы ни старикам, ни участникам Великой отечественной войны, которые к нам приехали и не могут без вида на жительство получить пенсию. Также прорабатываются предложения по упрощению получения права на проживание, поскольку процедура оформления вида на жительство и на временное проживание совершено идентичная. Людям приходится получать одни и те же справки, чтобы оформить сначала один документ, а затем — другой.

Я считаю, что прежде чем внедрять закон, надо дать возможность предварительно по нему поработать, внести поправки, а потом принимать. А у нас получается — закон есть, а процедуры по нему нет. Это уже было. Мы говорили гражданам, что нужна такая-то справка, человек ее приносил, а справка нужна была уже другая. Для всех был замкнутый круг. Что касается русскоязычного населения, я бы отметила, что ментальность нашего народа очень своеобразная: люди все делают не вовремя и по-своему. А вот, например, кавказцы все делают срочно и точно так, как им скажешь, поэтому они вовремя сдают документы и вовремя получают, а славяне обижаются, мол, вместе ходили, он получил, а я нет.

— Может быть, современные славяне отвыкли верить законам? — У нас законов никто не знает. Люди привыкли, что им надо все подсказывать. Наша российская безграмотность и нежелание познавать — это привычка, нас приучили, как скажут, так все и будет, а сейчас надо уходить от этого.

Сейчас каждому надо знать и права и законы.

Послесловие Неестественно, что мы вынуждены защищаться от былых соотечественников. Как издевка теперь выглядит государственный гимн Российской Федерации, висящий на стене в отделении паспортно-визовой службы со словами о великой державе и братском союзе. Уже всем понятно, что союз перестал быть союзом и как в трагическом эпилоге по коридорам миграционной и паспортно-визовой служб до сих пор мечутся опоздавшие определиться с гражданством соотечественники.

Многие из этих сограждан по несколько лет были не в силах собрать злополучный пакет документов, необходимый для вида на жительство или гражданство. И чаще всего причина таких злоключений совсем не российский менталитет и не уставы, а какие-то странные, уму не понятные обстоятельства, которые в устах простонародья обозначены как «российский бардак». То годами не приходят запросы, то меняются формы справок, то уезжают чиновники, способные чем-то помочь. «Иностранцы» сегодня звучит не престижно. У этого слова есть новый синоним «гонимые», и поможет ли всем гонимым очередной указ — не известно. Проще говоря, правительство создает новую структуру чтобы навести порядок с эмигрантами и паспортами, но хотя в указе и говорится, что главная цель — защита прав и свободы граждан, но государевы люди видят, за этими словами прежде всего жесткий контроль, тогда как, может быть, «залатывая дыры» миграционных проблем надо, не только контролировать, но и регулировать этот процесс.

(c) Игорь Иртеньев Дизайн (Ъ) e.g.Orius
Программирование и поддержка (Ъ) DouЪle W