Игорь Иртеньев

Новости
Стихи
Проза
Статьи
На ТВ
Разное
Вопрос-ответ
„Магазин“
Книжная полка
Ссылки
Поиск

На правах рекламы:

Адвокат по уголовным делам квалифицированная помощь адвокатов по уголовным.

• Стул Инга виста слоновая кость смотрите на сайте.

• По низкой цене купить кровать в современном стиле с большими скидками.

• Автобус до хельсинки еще на сайте.


Особенности изучения истории культуры Индии

Изучение истории Индии имеет свои особые и большие трудности. Исторические источники скудны и многие из них утратили конкретный смысл. Индия в целом не имела своей письменной истории и не выдвинула своего Геродота. Одной из важнейших причин этого была специфическая особенность религии брахманизма по отношению к человеческой личности и историческим событиям. Господствующая каста ученых жрецов-брахманов проповедовала мировоззрение, чуждое пониманию значения человеческой личности и идеи мемориальности; героям и гениям не ставилось памятников, умерших не погребали, а сжигали, и прах их развеивали. Конкретная история не интересовала брахманов, обработка ими народных исторических преданий стремилась не к реалистической передаче великих событий, а к их религиозно-символической трактовке. Так, эпическому преданию о великой битве племен на поле Курукшетры с участием Кришны и Арджуны в «Бхагавадгите» («Господня Песнь») придан смысл религиозной борьбы и стремлений человеческой души (Арджуна) к божеству (Кришна); мистическим символом является и история любви эпического героя Рамы к его супруге Сите. В религиозно-символическом понимании брахманизма история в Индии сливается с мифом и легендой.

Стремясь освятить привилегированное положение своей касты ореолом вечности и божественности происхождения, жрецы приписывали создание каст легендарному праотцу человечества Ману, из уст которого на заре времен произошли брахманы, из рук — кшатрии, из бедер и ступней — более низкие касты. Этим история народа подменялась «историей» каст в религиозной трактовке. Завладев почти монопольно наукой, жрецы многое сделали в области астрономии, математики, языкознания (священных для них языков), но смысл важнейших исторических фактов стремились изгладить из сознания народа, стирая грань между историей и религией.

Отдельные правители приказывали записывать события, но интересовались большею частью своей генеалогией.

У народов Декана и Юга, менее подвергшихся влиянию брахманизма, существовала тенденция к записям исторического характера, например у тамилов хроника «Цари страны Конгу» («Конгудешараджаккал»). В 7 веке существовали также особые списки родословной линии царей — «Вамсавали», часть которых вошла в «Рамаяну», «Махабхарату» и в Пураны, «Вамсанучарита» — династическая история древнеиндийских царей. Брахман Бана (7 в.) оставил сочинение полуисторического-полуромантического характера. Автор кашмирской хроники 12 века «Раджатарангини» Калхана (работал ок. 1148 г.) отличался точностью только в отношении современных ему событий.

Были и другие историографы, например упоминаемые Калханой Ниламуни, Хелараджа, Падмамихира. Но все их хроники и генеалогии местного характера отнюдь не могут считаться историей. Еще аль-Бируни отмечал отсутствие историков в Индии.

Вследствие раздробленности страны на отдельные государства и княжества на протяжении большей части ее истории и независимости друг от друга династических летописей, появляется дополнительная трудность в приведении последних к хронологическому единству. До английского господства территория Индии (почти целиком) была объединена в единое государство только трижды, и то не на долгий срок, причем два последних раза чужеземными завоевателями: при императоре Ашоке (268—232 гг. до н. э.), затем к концу правления династии Хильджи (1290—1320) и затем около 1700 года при императоре Аурангзебе (1659—1707) из династии Великих Моголов (Бабуридов). В империи Ашоки сохранялись раджи, самостоятельно управлявшие своими княжествами и лишь во внешнеполитических вопросах подчинявшиеся верховной власти императора. Эти объединения не были прочными, и Индия вновь распадалась на многие века на отдельные государства, которых Мегасфен (ок. 300 г. до н. э.) насчитывал, например, при Чандрагупте Маурья не менее ста.

Географические и природные условия способствовали государственному объединению Севера, то есть долины Ганга. Декан, отделенный от него горами Виндхья и джунглями, был средоточием более древнего по происхождению населения и центром господства самостоятельных династий. Его культура в значительной мере сохранила глубочайшие местные корни.

Рекомендуем:

Читайте на портале SNS media свежие новости из мира моды и красоты, еда, уход за телом, психология отношений и многое другое. Вашему вниманию статья — Джиджи Хадид и еще 5 plus size моделей, которых почему-то считают толстыми.

Эта обособленность Севера и Юга Индии проявилась, в частности, и в области искусства, так, например, в каменной храмовой архитектуре четко различимы северный и южный тйпы.

Индия отличается многочисленностью разноязычных племен и народов: в ней насчитывается 14 крупнейших языков и великое множество мелких, особенно в Гималаях, — всего до 850 языков и диалектов, которые в основной массе относятся к индоевропейской и дравидийской лингвистическим семьям. Первая из них принадлежит к двум языковым группам: индоарийской и иранской. Этническая и языковая дробность характеризовала Индию и в древности.

Основные этнические группы народов Индии имеют очень различное происхождение и культуру. Все это не способствовало развитию исторической науки в Индии. Брахманизм, наложивший в течение многих веков более или менее глубокий отпечаток на большинство крупных народов Индии, содействовал культурному, но отнюдь не политическому объединению страны. При резкой обособленности каст и усилении роли жрецов индуизма в период средневековья Индия оставалась в состоянии наибольшей раздробленности. Жрецы были заинтересованы только в распространении кастовой системы во всех государствах феодальной Индии. Общественный строй средневековой Индии характеризовался своеобразным сочетанием землевладельческой иерархии феодальной знати с иерархией кастовой системы. В условиях феодальной раздробленности страны каста жрецов, достигшая в этот период наибольшей ортодоксальности, не могла создать цельной историографии Индии.

Следует отметить также исключительно большой процент гибели памятников материальной культуры, содержавших материалы по истории страны. Причиной этого были многочисленные войны во время переворотов и восстаний и при вторжениях внешнего врага, а также необычайная разрушительность климатических и вообще прородных условий в Индии, в результате которых пальмовые листья, ткани, бумага и дерево не могли сохраниться долго. Недаром в Индии сложилась поговорка: «Тысяча лет — город, тысяча лет — лес».

Главными трудностями в изучении истории Индии продолжают оставаться: отсутствие ясных данных об общественном строе в древности, точных исторических дат и фактов, скупость сведений по истории Декана и Юга и о связях Индии с другими странами.

С другой стороны, сохранившиеся до наших дней литературные памятники, в частности трактаты по искусству шильпа-шастры, очень мало изучены, не переведены с санскрита или пали и трудно понимаемы. Под искусством в этих шастрах, написанных для ремесленников-шильпинов, подразумевается все, что ими создается: здания светского характера (планы храмов составлялись жрецами касты брахманов), всевозможные изделия; не было разницы в понятиях искусства и художественного ремесла. В «Вастувидие» в понятие науки о строительстве входит не только зодчество, но строительство вообще, например установка столбов для уличных фонарей, постройка оград, проведение дорог, а также создание монументальных скульптур и т. п.

Больше всего сведений об искусстве дают шильпа-шастры. Переведен один из важнейших трактатов по архитектуре «Манасара-шильпа-шастра», где Манасара — его полулегендарный автор и глава северной школы архитектуры, в отличие от южной школы, приписываемой архитектору Майя.

Изучение литературы по искусству представляет значительные трудности как вследствие многочисленности источников, так и сложности их понимания. В «Агамах» Южной Индии, состоящих из 28 трактатов, в одной лишь «Камик-Агаме» 60 глав посвящено архитектуре и скульптуре. По трактатам для нас остается мало понятен общий облик зданий, в то время как существует 20 типов одних храмов.

В архитектурных трактатах много говорится о привходящих условиях создания памятников: о выборе места строительства с учетом геомагических свойств земли, астрологических данных, о совершении жертвоприношений и т. п. Сведения по искусству имеются в трактате по искусству «Вишнудхармоттараме», в «Шукранитисаре» Шукрачарьи, в Пуранах и других источниках.

О монументальной живописи древнейшие сведения сохранились в «Читралакшане», где прослеживаются связи с добуддийской традицией. Всего сохранилось 153 работы, из которых важнейшие: «Бхут-читралакшана», «Шакри-читракала-шастра» и «Лоха-читракала-шастра».

Изучение древнего искусства из-за гибели памятников особенно затруднительно, когда речь идет об Индии. Архитектура, а вместе с ней и живопись на ее стенах, исчезла прежде всего потому, что была деревянной. Если в Греции с 5 века до н. э. сохранился Парфенон, то в Индии, относящийся к более позднему времени, великолепный дворец Маурьев погиб.

От периода, предшествующего времени, когда были созданы первые пещеры, уцелели лишь единичные образцы живописи. Между тем рисунок слона, сохранившийся около эдикта Ашоки на скале Калси, показывает, что живопись времен Маурьев достигала уже высокого уровня. Этому способствовало и то обстоятельство, что в высших слоях общества обучали рисованию и пониманию искусства. Росписи на стенах и на панелях имелись в каждом богатом доме, храме и монастыре. Странствующие монахи носили с собой картины с изображением Будды и других божеств, написанные на хлопчатобумажной ткани. Должны были уметь рисовать и образованные куртизанки, связанные с аристократическими кругами. В одной из сцен классической драмы «Уттара-Рама-Чарита» драматурга Бхавабхути действующие лица обсуждают проблемы живописи.

От ранних времен периода Гуптов живопись сохранилась только во фрагментах в памятниках, расположенных в джунглях округа Кеонджхара в Ориссе.

Для изучения культуры и искусства Индии имеется значительное количество разнообразных источников, но не все они одинаково доступны.

В древности священные писания, например «Ригведа», читались на память, причем текст произносился полунараспев. До сих пор некоторые жрецы соблюдают эту традицию, ибо они знают наизусть веды и первоначальную тональность их чтения.

В 1 веке многие тексты после многовекового их существования в устной традиции были записаны. Гимны «Ригведы» были собраны воедино, по-видимому, в конце 2 тысячелетия до н. э. Однако некоторые ученые, главным образом индийские, например Б.Г. Тилак, а также немецкий индолог Г. Якоби и другие отодвигают эту датировку к 6—4 тысячелетиям до н. э. Для подобных выводов у них имеются веские основания. Протосанскрит вед (самхитов) видоизменился в классический санскрит Великого эпоса, главные боги вед совсем утратили свое былое значение, а другие возвысились и выдвинулись в новом аспекте. Появилась стройная концепция Тримурти. Для подобных перемен в древней восточной стране требовались не века, а тысячелетия. Такое расхождение в хронологии типично для Индии.

Изучение шастр с их теорией искусства, мифологии и философии Индии, классификация божеств пантеона, а также технология художественного производства не являются непосредственной задачей автора. Эти вопросы затрагиваются попутно.

Особенности изучения истории культуры Индии

(c) Игорь Иртеньев Дизайн (Ъ) e.g.Orius
Программирование и поддержка (Ъ) DouЪle W